Навигация: Пособие по Basic \ Первичные конструкции языка Basic \
Первичные конструкции языка Basic
Алфавит. Алфавитом языка программирования называется совокупность букв, цифр и символов, употребляемых для записи конструкций языка.
Алфавит языка Basic включает:
- десятичные цифры от 0 до 9;
- строчные и прописные буквы латинского алфавита от A до Z;
- строчные и прописные буквы кириллицы от А до Я;
- знаки и символы (+ - = * / ? < > $ % # @ & ^ : ; пробел, скобки и др.).
Основой языка является латинский алфавит. Буквы его, наряду с цифрами, входят в состав имен (идентификаторов) объектов программы. Кроме того, из них состоят ключевые слова языка – операторы, имена встроенных функций, названия ряда операций и прочие управляющие элементы. Вот некоторые из ключевых слов:
DIM | THEN | NEXT |
REM | ELSE | WHILE |
END | GOTO | MOD |
INPUT | ON | NOT |
PRINT | FOR | AND |
IF | TO | OR |
Их назначение поясняется ниже.
Русские буквы (кириллица) используются только в комментариях (без кавычек) и в символьных константах (в кавычках).
Константы в языке Basic. Константой называется величина, не изменяющая своего значения в ходе выполнения программы. В Basic’е различают арифметические (цифровые) и символьные константы. В свою очередь, арифметические константы могут быть целыми и вещественными.
Тип объекта программы, и константы в том числе, наследуется от объекта задачи.
Целая константа – это целое десятичное число, которое может иметь знак (плюс или минус) и находится в диапазоне от -32768 до +32767. Целочисленная константа не должна содержать десятичной точки.
Вещественная константа – это десятичное число, которое может иметь знак и дробную часть. Дробную часть от целой отделяют десятичной точкой.
При записи вещественных констант используют 2 формы:
- Форма с фиксированной точкой (естественная форма). Например: 5.6 0.825 -34.1931 261.00 +1.67
- Форма с плавающей точкой (экспоненциальная форма). Например, числа -4.58*10-3 и 0.872*108 в программах записываются, соответственно, как -4.58E-3 и +0.872E+8
Знаки «+» перед мантиссой и порядком можно опускать.
Диапазон допустимых значений для вещественных чисел находится в пределах от –E+38 до +E+38. Диапазон и точность определятся форматом.
Символьная константа – это произвольная последовательность допустимых символов языка (не исключая пробел). Символьные константы в программах заключаются в верхние кавычки. Примеры символьных констант:
“BASIC” “Петров-Водкин” “14.07.01” “ivanov@mail.ru” “С Новым Годом!”
Идентификаторы. Идентификаторы – это имена, которые программист назначает объектам программы. Правила составления идентификаторов:
- Идентификаторы могут содержать латинские буквы, цифры и некоторые символы и должны начинаться с буквы.
- В конце идентификатора может быть суффикс – символ «$» или «%».
Последний символ идентификатора содержит информацию о типе объекта: имена объектов символьного типа заканчиваются суффиксом «$», целого – суффиксом «%», буква или цифра в конце имени – признак вещественного числа.
Примеры идентификаторов приведены в таблице.
Идентификаторы | Тип объекта алгоритма |
PLAN | Sum2 | A | X | Y | Вещественный |
flag% | KOL% | i% | j% | N% | Целый |
FIO$ | name$ | str$ | lex$ | s2$ | Символьный |
При отсутствии суффикса «%» в имени целой переменной сообщение об ошибке не последует, и в подавляющем большинстве случаев на исполнение программы это не отразится.
Имена объектов программы (идентификаторов) должны быть удобочитаемыми и мнемоничны (отражать сущность объекта).
Объявление объектов программы. Каждый объект программы требует определенного места в оперативной памяти. Объем требуемой памяти зависит от типа объекта программы. Цель объявления – выделение места в памяти под конкретный объект программы в соответствие с его типом.
В Basic’е нет специальных разделов описания (объявления) объектов программы. Объявить их можно в любой строке программы. Объявлять их можно в любой строке программы, но непременно до первого использования. Поскольку информация о типе объекта содержится в его имени, простые переменные в особом объявлении не нуждаются: память для них будет выделена при первом упоминании их имени в программе (объявление непосредственно предваряет первое использование).
Массивы необходимо объявить, хотя тип их элементов, как и в случае простых переменных, следует из их идентификатора. Для того чтобы компьютер мог выделить нужное количество памяти, ему надо сообщить, сколько будет в массиве элементов. Для объявления массива используется оператор DIM:
нс DIM <список объектов>.<.p>
Здесь:
DIM – ключевое слово, оператор описания (объявления);
<список объектов> - один или несколько объявляемых массивов, разделенных запятыми.
При объявлении массива указывают его имя и – в круглых скобках – число содержащихся в нем элементов. Если объявляется многомерный массив, чсило элементов по каждому измерению указывают в круглых скобках через запятую.
Рекомендуется объявлять массивы не списком, а по одному в одной строке программы, поясняя в комментарии, что это за объект задачи. Примеры объявления массивов:
----------------------------------------------------------------
20 DIM FAM$(30) ' Список учащихся
30 DIM VIPUSK(10,4) ' Поквартальный выпуск продукции
40 DIM STUD$(25), OCEN%(25,5) ' Информация о студентах
----------------------------------------------------------------
В строке 20 примера объявлен одномерный символьный массив, в строке 30 – двумерный массив вещественных чисел, в строке 40 – два массива: одномерный символьный и двумерный целочисленный.
Наверх | Оглавление
|